astana-view

Реестр проблем

№56

Вынесение решения МИО по итогам торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земли.

Ранее №569. Вынесение решения МИО по итогам торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земли. В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Земельного Кодекса Республики Казахстан (далее-ЗК РК), предоставление земельных участков или права аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности и не предоставленных в землепользование, осуществляется на торгах (конкурсах, аукционах). При этом, итоги аукциона должны быть оформлены решением акимата. Согласно пункту 7 статьи 48 ЗК РК, решение местного исполнительного органа о предоставлении земельного участка или права аренды земельного участка принимается не позднее двух рабочих дней после завершения торгов (конкурсов, аукционов). Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в течение одного рабочего дня со дня принятия решения. Данная норма вступила в силу с 01 января 2015 года. Считаем, что данная норма ЗК РК, устанавливающая обязательность принятия местным исполнительным органом (акимом населенного пункта) решения о предоставлении земельного участка, является дублирующей процедурой, создающей дополнительные временные затраты. Вместе с тем решения акима должны быть согласованы с несколькими должностными лицами акимата, что также влечёт временные затраты не только для субъекта предпринимательства - получателя земельного участка, но и для уполномоченных органов, которые затрачивают время на лист-согласования соответствующего решения. Полагаем возможным заключение договора купли-продажи или аренды земельного участка на основании протокола об итогах торгов. К примеру, ранее (до 01.01.2015 года) подобное решение акимата не принималось, договор купли-продажи заключался на основании протокола о результатах торгов (п.15 Правил организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или права аренды земельного участка, утвержденных постановлением Правительства РК от 13 ноября 2003 года № 1140) 16/5351(далее - Правила), по результатам торгов между покупателем и продавцом земельного участка или права аренды земельного участка заключается договор купли-продажи. Зарегистрированный договор купли-продажи является основанием для выдачи покупателю идентификационного документа на земельный участок (право аренды земельного участка). Таким образом, получается, что нет острой необходимости в принятии местным акимом решения о предоставлении земельного участка или права аренды земельного участка, так как по итогам торгов (аукциона конкурса) заинтересованные стороны сами регулируют взаимосвязь друг с другом.

Уровень проблемы:

Республиканская проблема

Источник информации о проблеме:

Восточно-Казахстанская РПП

Предложение по решению проблемы:

Необходимо внести изменения в статью 48 Земельного Кодекса Республики Казахстан в части исключения требования о принятии решения местным исполнительным органом о предоставлении земельного участка или права аренды на земельный участок ввиду его дублирующей функции.

Пути решения:

Проработать данный вопрос с Министерством путем направления письма, при необходимости провести совещание с заинтересованными лицами.

Дата включения в реестр:

2016-11-10 00:00:00

Предполагаемые сроки решения:

2017-02-15 00:00:00

Ход исполнения:
02.12.2016; Национальной палатой предпринимателей указанное предложение РПП ВКО прорабатывается с Министерством национальной экономики и местными исполнительными органами.
13.01.2020; В рамках проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам улучшения бизнес-климата» (8 пакет) внесены предложения по поправкам в Земельный кодекс в части заключения договора купли-продажи по завершении торгов на основании протокола о результатах.
13.07.2017; НПП в адрес Министерства национальной экономики РК и Министерства сельского хозяйства РК были направлены предложения по внесению изменений и дополнений в действующее земельное законодательство в части обеспечения широкого доступа субъектам предпринимательства, в том числе инвесторам, к земельным ресурсам (исх. № 3910 от 21.04.2016 г., № 3787/18 от 19.04.2017). В частности, изучив международный опыт в вопросах предоставления земель, НПП «Атамекен» в целях сокращения барьеров и создания благоприятной среды для развития предпринимательской инициативы предложено: - создать публичную электронную базу данных всех свободных земельных участков в разрезе: места расположения, площади, целевого назначения, а также экономической оценки земли. Базу данных разместить на портале Электронного Правительства, местных исполнительных органов и периодически обновлять; - обеспечить проведение местными исполнительными органами на постоянной основе аукционов по продаже и предоставлению права аренды земельных участков с правом включения предложений физических и юридических лиц в перечень земельных участков, предлагаемых для продажи на аукционе; - на законодательном уровне регламентировать периодичность проведения местными исполнительными органами аукционов по продаже и предоставлению права аренды земельных участков. Данные инициативы НПП «Атамекен» Министерством сельского хозяйства поддержаны. Инициируемые изменения предполагается реализовать в проекте Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования земельных отношений», в части предоставления доступа всем лицам на бесплатной основе к базе данных государственного земельного кадастра, содержащей кадастровую информацию по земельным участкам для инвесторов (кадастровый номер, вид права, категорию земель, целевое назначение земельного участка, площадь земельного участка) в рамках проводимой работы по улучшению позиции Республики Казахстан в рейтинге Всемирного Банка «Doing Business». Кроме того, 30 июня 2017 года проведено совещание с участием Комитета по управлению земельными ресурсами по проблемным вопросам в сфере земельных отношений (протокол прилагается).
31.10.2019; 27 августа 2019 года проблема об исключении принятия решения МИО при реализации земельных участков через торги была рассмотрена экспертной группой по предпринимательству при Министерстве национальной экономики с участием уполномоченного государственного органа (МСХ РК). Членами экспертной группы по исключению принятия МИО решения о предоставлении земельного участка при реализации земельных участков через торги не поддержана по следующим основаниям: 1) старыми Правилами от 13 ноября 2003 года подобное решение акимата не принималось, договор купли-продажи заключался на основании протокола о результатах торгов. Однако он заключался в срок не позднее 10 календарных дней. А в действующих Правилах – решение МИО о предоставлении земельного участка или права аренды земельного участка принимается не позднее двух рабочих дней после завершения аукциона. Договор купли-продажи объекта торгов заключается в течение одного рабочего дня со дня принятия решения местным исполнительным органом. Таким образом, в законодательстве в целом сокращен общий срок подписания договора-купли продажи более чем в 2 раза. 2) также в соответствии с Правилами , договор заключается между продавцом и победителем. При этом продавец согласно Правил –это местный исполнительный орган области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения, в соответствии с пунктом 4 статьи 48 Земельного кодекса. Согласно Закона О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан, местный исполнительный орган (акимат) — коллегиальный исполнительный орган, возглавляемый акимом области, города республиканского значения и столицы, района (города областного значения), осуществляющий в пределах своей компетенции местное государственное управление и самоуправление на соответствующей территории. В свою очередь, в соответствии со ст. 19 Земельного кодекса РК - к компетенции акимов города районного значения, поселка, села, сельских округов в области регулирования земельных отношений в пределах границы (черты) города, поселка, сельского населенного пункта относится - предоставление земельных участков в частную собственность и землепользование. То есть, продавцом может выступать местный исполнительный орган в целом (к примеру, районный акимат), но при этом компетенция предоставления земельных участков в сельской местности возложена на акима сельского населенного пункта. Таким образом, акимы села, сельских округов выносят решения о предоставлении земельных участков для дальнейшего заключения договора местным исполнительным органом в лице акима района. Согласно мнения членов экспертной группы, сокращать компетенцию акимов является сложной процедурой и данное предложение не поддерживается. Однако, по информации МСХ до 2021 года будет внедрена программа автоматизации проведения торгов. В связи с этим сроки и процедурные моменты в целом еще сократятся и оптимизируются.
На рассмотрении государственных органов
Ответственный исполнитель:

Аккалиева А. С.

Эксперт 1 категории

ДЕПАРТАМЕНТ ОБЩЕСТВЕННОГО МОНИТОРИНГА И РАБОТЫ С АДМИНИСТРАТИВНЫМИ БАРЬЕРАМИ

8 7122 76-36-52

Руководитель подразделения:

Устемиров Ербол Лесбекович

Директор

ДЕПАРТАМЕНТ ОБЩЕСТВЕННОГО МОНИТОРИНГА И РАБОТЫ С АДМИНИСТРАТИВНЫМИ БАРЬЕРАМИ

Скачать

Partners